Psychological Prospects Journal | Психологічні перспективи 
Home » Files » Issue 28, 2016 » Гайдучик П. Д.

Гайдучик П.Д.
[ Download from this server (246.1Kb) ] 30.01.2017, 4:55 AM

У статті презентовано теоретико-методологічне та емпіричне обґрунтування змісту соціально-ідентифікаційної детермінації переживання сепараційної
тривоги підлітків, які перебувають на стаціонарному лікуванні. Окреслено
основні аспекти запропонованої дослідницької позиції теоретичного аналізу й
розробки програми емпірико-діагностичного вивчення. Теоретична концептуалізація проблеми торкається розгляду аспектів прояву сепараційної тривоги в
підлітковому віці. Конкретизовано зміст, рівні та форми сепараційної тривоги
та специфіку моделей соціальної ідентифікації людини. Відзначено специфічність дослідження сепараційної тривоги на когнітивно-поведінковому рівні її
прояву, що визначається через досягнення соціальної ідентичності підлітка.
Розроблена програма емпіричного дослідження, а також комплекс використаних методів математичної обробки результатів дослідження дають змогу
конкретизувати соціально-ідентифікаційний профіль прояву сепараційної тривоги підлітків у ході лікувальної реабілітації: збільшення показників тривожності вміщує ознаки виражених сепараційних переживань у вигляді надійної
прив’язаності до матері та соціально-ідентифікаційних характеристиках заниженої самооцінки, несформованої самокритики й незадоволеності собою, що в
особистісно-поведінковій сфері характеризує цих дітей як підозрілих, ворожих і
депресивних; низький фон тривожності підтверджує прояв сепараційних переживань у вигляді уникаючої прив’язаності до батька й тривожно-амбівалентної
прив’язаності до матері та соціально-ідентифікаційних характеристиках розвиненої самокритики та моральності, що в особистісно-поведінковій сфері найвиразнішими робить комунікабельність, сформовану силу волі та розвинутість уяви.
Ключові слова: сепарація, сепараційна тривога, соціальна ідентифікація,
соціально-ідентифікаційний профіль, підліток.

Hayduchyk P. D. Social and Identification Profile of Separation Anxiety
During the Treatment Process of Adolescents. The article represents theoretical,
methodological and empirical grounding of the content of social and identification
determination of separation anxiety experience of adolescents who are hospitalized.
The main aspects of the proposed research position of theoretical analysis and
development of empirical and diagnostic studying program have been outlined. Theoretical conceptualization of the problem concerns consideration of the manifestation
aspects of separation anxiety in adolescence. The content, levels and forms
of separation anxiety and specifics of human social identification models have been
concretized. The specificity of separation anxiety study on cognitive and behavioural
level of its manifestation has been indicated, that is determined by the social identity
achievement of adolescent.
The developed program of empirical research and also complex of used mathematical
processing research results methods enables to concretize the social and
identification profile of separation anxiety manifestation of adolescents during medical
rehabilitation: increase of anxiety indexes contains the features of expressed
separation experiences in the form of trusty attachment to mother and social and
identification characteristics of lowered self-esteem, unformed self-criticism and selfdissatisfaction,
that characterize these children in personality and behavioural sphere
as suspicious, hostile and depressive; low anxiety background confirms the manifestation
of separation experiences as avoiding attachment to father and anxiousambivalent
attachment to mother and social and identification characteristics of
developed self-criticism and morality, that the most expressive makes communicability
in personality and behavioural sphere, formed strength of will and advanced
imagination.
Keywords: separation, separation anxiety, social identification, social and identification
profile, adolescent.

Гайдучик П. Д. Социально-идентификационный профиль сепарационной тревоги в процессе лечения подростков. В статье представлены теоретико-методологическое и эмпирическое обоснование содержания социально-идентификационной детерминации переживания сепарационной тревоги подростков, находящихся на стационарном лечении. Определены основные аспекты предложенной исследовательской позиции теоретического анализа и разработки программы эмпирико-диагностического изучения. Теоретическая концептуализация проблемы касается рассмотрения аспектов проявления сепарационной тревоги в подростковом возрасте. Конкретизированы содержание, уровни и
формы сепарационной тревоги и специфика моделей социальной идентификации человека. Указана специфичность исследования сепарационной тревоги на
когнитивно-поведенческом уровне ее проявления, которая определяется через
достижение социальной идентичности подростка.
Разработанная программа эмпирического исследования, а также комплекс
использованных методов математической обработки результатов исследования
позволяют конкретизировать социально-идентификационный профиль проявления сепарационной тревоги подростков в ходе лечебной реабилитации: увеличение показателей тревожности содержит признаки выраженных сепарационных переживаний в виде надежной привязанности к матери и социально-идентификационных характеристиках заниженной самооценки, несформированной
самокритики и неудовлетворенности собой, что в личностно-поведенческой
сфере характеризует этих детей как подозрительных, враждебных и депрессивных; низкий фон тревожности подтверждает проявление сепарационных переживаний в виде избегающей привязанности к отцу и тревожно-амбивалентной
привязанности к матери и социально-идентификационных характеристиках развитой самокритики и нравственности, которые в личностно-поведенческой
сфере выразительным делают коммуникабельность, сложившуюся силу воли и
развитость воображения .
Ключевые слова: сепарация, сепарационная тревога, социальная идентификация, социально-идентификационный профиль, подросток.

Category: Гайдучик П. Д. | Added by: Serge
Views: 21 | Downloads: 1
Total comments: 0
Name *:
Email *:
Code *: